Экспресс-диагностика качества (!) работы т.н. тренингов и «тренеров успеха»

Экспресс-диагностика качества (!) работы т.н. тренингов и  «тренеров успеха»

Экспресс-диагностика качества (!)  работы  т.н.  «тренеров успеха»

Доклад С.Н. Гребенникова на летней конференции
                                                     «Стратегии творчества» 20 июня 2015г. в Санкт Петербурге
               _______________________________________________________________________
 «Я хочу своих учеников научить самостоятельно мыслить и  подвергать материал критике.   Эмануэль Ласкер,  2-й чемпион мира по шахматам,сохранял свою корону 27 лет!  Этот  рекорд не побит  никем!

        Экспресс-диагностика качества (!) работы т.н. тренингов и "тренеров успеха"     -                 ВИДЕО-ЮТУБ

                                                                                


Автору доклада  МАСТЕРУ ФИДЕ по шахматам, тренеру высшей кваллификации, воспитавшему  чемпиона мира по шахматам среди юношей, это особенно близко.

 
1.В СНГ, как и в мире,  на рынке тренингов и консалтинга, вырабатываются критерии и признаки  профессионализма тренеров.  Данная тенденция происходит в силу развития рынка, а не духовных и личных поисков тренерского сообщества.

2. Ряд методических разработок / статей [5, 12, 14, 19] позволяют думающему  НЕ специалисту оценить реальную, а не декларируемую квалификацию т.н. «тренера успеха»,  «бизнес-тренера»  или  «тренера-консультанта». Актуальна проблема определения качества работы  различных тренеров успеха.

3. В силу своей  «молодости»,   значительная часть  тренингового рынка СНГ представлена продуктами,  увы, полупрофессионального или ученического уровня: тренингами «успеха»,  личностного роста,  мотиваций и  т.п. Это явление появилось под запрос и потребности «массового потребителя». Но участие в подобного рода  услугах и проектах, к сожалению, к  желанному творческому и бизнес-результату  не ведет.

4. Чтобы ушли с рынка профанные и  «сиюминутные явления», должно пройти время. Сегодня, имеет смысл   не верить «вслепую»  в  рекламные декларации тренеров и консультантов популярных направлений, а хорошо бы их проверять и тестировать не на своем горьком опыте. Эту актуальную проблему мы попытаемся  разрешить в ходе исследования. В качестве рабочей гипотезы исследования предлагается выделение признаков-критериев, которые позволят провести оценку деятельности «специалистов успеха» (так называемых «независимых» тренеров -  консультантов) и разного рода тренингов, предлагаемых компаниями.

5. Основанием и источниками данного  исследования  являются:  
- просмотры видеозаписей лекций, тренингов  и отзывов Слушателей,  
- личное общение,  
- интервью, книги, статьи,  доклады,                                                                                                                                -инернет                                                                                                                                                                                --конференции                                                                                                                                                                                                                                                                                               

6. Полученные ВЫВОДЫ  позволят заранее отсечь тех,  КТО  к  РЕЗУЛЬТАТУ / успеху не приведет, а скорее ведет в тупик,  в «Слой систематического искажения  реальности»  (термин И.Л. Викентьева).


7. Возможный вариант работы с Таблицей №1: слушая тренера успеха  «вживую» и/или на видео, зафиксируйте свои наблюдения. В левой  колонке запишите,  ЧТО Вам не понравилось, в правой – ЧТО понравилось. И сравните с Таблицей №1.

Затем, принимайте неэмоциональное решение: «Куда идти, к кому и зачем!» В левом столбце показаны скорее негативные признаки «тренера успеха». Если они преобладают, то имеет смысл избегать контактов с ним и с его материалами. В правом столбце представлены скорее позитивные признаки «тренера-консультанта». Если они преобладают, то имеет смысл тратить Ваши силы, время и деньги на обучение.

                                           

 

            Диагностическая Таблица № 1:  По определению качеств работы т.н.  тренингов и  «тренеров успеха»

 

 
Сравниваемые

критерии / параметры  

 

(-) Негативные признаки

 

(+) Позитивные признаки

 1

 Цели, обещания,

позиционирование

 Обольщает себя и других  быстрым успехом и наслаждением всеми благами жизни

Тренер  предлагает и обещает  всем:

•    гарантированное  быстрое обогащение
•    обретение сексуальной привлекательности
•    «завоевать»  мужчину или женщину
•    выдачу  «эксклюзивного»  "чудо-сертификата"
•    получение «сверхобразования», «сверхсилы»
•    изменить мир, сделать его богаче и ярче
•    веселое времяпровождение
•    повысить самооценку,сделать людей счастливыми, здоровыми, мудрыми
•    решение всех жизненных проблем за счет универсальности методики
•    обещает открыть  у  Вас  «харизму», «чакры» или «третий глаз»  или  «супер-сознание», т.е. -
даёт «рекламные «сверх-обещания» -  [19]
•    предлагает за ваши деньги «научить» зарабатывать много через «инфобизнес», работая мало – пример 26, 27

 Являет самоорганизацию, личный профессиональный и нравственный  кодекс - [1]

Тренер НЕ обещает всем успеха, но он гарантирует:
•    качественность процесса обучения
•    качественные раздаточные материалы
•    корректные ссылки на Предшественников – [16]
•    личное авторство, методики,  технологии
•    ответы на сложные вопросы Слушателей
•    решение небанальных (!) задач Слушателей, многоходовые решения
•    не вмешиваться в личный выбор человека
•    научить работать, «вкалывать»  и др.
•    увеличение  возможностей  Слушателей и показ рисков

 2

 Качества личности

тренера и  самооценка

 Тренер  «Себя считает мерой успеха»  – [4,5]
•    отсутствие критичности, сверхзавышенная  ложная самооценка
•    считает себя «харизматичным  лидером»  и считает себя лучшим и единственным эталоном среди коллег – прим. 5
•    претендует и  настойчиво стремится  стать  «гуру-учителем»  Вашей жизни
•    явно обманывает и не держит слово, обещая поддерживать Слушателей до результатов – пр. 27


Важный Пример: Патологические лгуны по П.Б. Ганнушкину

 Воплощает жизненную стратегию и тактику  творческой Личности - [17]
•    отсутствие сверх-рекламы и сверх-обещаний
•    предупреждает и исключает  возможные типовые ловушки и ошибки  Слушателей
•    избегает тусовок с непрофессионалами, «контрбиологичен» - [11]  
•    развивает  себя и других через Дело – прим. 4
•    являет качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру
•    НЕ считает себя «гуру» и всезнающим, признает и исправляет ошибки

 3

 Инструменты, способы,

приемы тренера

 «Искусство приобретающее, искусство  подчинения себе» -  [4]
•    спекулирует  и  паразитирует на мечте, романтизме,  фантазии  и творческом призвании наивных Слушателей   - прим. 12, 19
•    культивирует оптимизм и позитивное мышление,  призывая  визуализировать   в воображении желаемые цели
•    продает «психологические псевдознания» (наприм. НЛП), любой ценой навязывая свое - пример 11
•    заражает и «погружает в религию золотого тельца», т.е. «поклонение деньгам», на уровне «эпидемии» - [3]  Навязывает карьеризм пр. -1
•    может унижать Слушателей и погружать в измененное состояние сознание – пример 13
•    развлекает, «попсит»,  «тамадит»,  «шоу-менит» - прим.  2, 3   
•    одноходовые действия
•    размывает информацию без примеров
•    не дает качественный раздаточный материал
•    часть выдает за целое
•    дает халтурные, пустые домашние задания – пр. 27
•    присваивает заумно-непроверяемые названия своему тренингу.  Например:  «Управление тотальным качеством» и мн. др. – [28]

 ТРИЗ-приёмы, эвристические приёмы,  стратагемы, креативные методики – [12, 25, 26]
•    использует научное / креативное / творческое   мышление - [9].
•    применяет не только личный опыт, но и  личную картотеку и базу данных – прим. 9
•    развивающие домашние задания
•    предлагает сосредоточиться  на планировании и  средствах достижения Цели – пример 10
•    показывает доброжелетельно-конструктивный настрой на работу с Коллегами без эйфории
•    создает деловой, благоприятный климат общения   самих Слушателей
•    проявляет открытость, отзывчивость, благодарность
•    стремится к интеллектуальной честности – [13]
•    наличие Наставников, устойчивых связей с учителями, взрастившей школой

 4

 Положительный

результат / продукт

деятельности (+)

 Временно мотивирует массу людей, которым  нужен простой наставник, «добросовестный солдат тренерского фронта»
•    за деньги выдаются «психологические костыли» тем,  кто в них нуждается
•    некоторые обретают веру в себя и надежду  
•    человек получает развлечение или отдых
•    временная стабильность  (не всегда)
•    человек начинает себя познавать,  осмысливать,  как-то жить, к чему-то стремиться, иногда  больше (что-то) зарабатывать                                                   

 Польза и новизна. В наличии имеются личные результаты (на уровне города /  страны) или  европейского и мирового уровня (и у  учеников!)  - [10]
•    изобретает и делится творческими / креативными методиками и приемами – [12]
•    помогает Слушателю стать результативной творческой личностью [6 -7].
•    мотивирует человека решением его реальных задач и проблем в  разных областях
•    стремится к «достойным целям» - [2].  
•    являет этику  служения обществу / социуму
•    востребован для лиц / специалистов, которые претендуют  на профессиональный уровень

 5

 Отрицательный 

результат / продукт

деятельности  и 

проблемы  (-)

 Отсутствие личных творческих / креативных результатов, статей, книг и т.п.
•    «Фактическая подмена создания новых тренингов и консалтинговых методов и продуктов, занятием собственной психотерапией» - [19] И.Л. Викентьев.
•    рождается эффект  «квази-жизни», пр. 22, 14
•    «Отсутствие независимо проверяемых результатов либо сведение их не к бизнес-процессам, а к эмоциям, ощущениям» [20,21]  И.Л. Викентьев
•    нет четких задач и алгоритма к действиям
•     нет собственных креативных идей – пр. 15
•    человек начинает изображать из себя творческую личность и являть «утопическую  компетентность во всем» – пр.  14
•    саморазрушение и деградация – пр.20
•    невоспроизводимость результата
•    рождается «вкус зависимости» от тренера и тренингов
•    ожоги, травмы (например: при «хождении по углям»), дискомфорт
•    заражает «инфо-бизнесом», заваливает проекты, выстраивая свою пирамиду – пр.21,23
•    «лжесвидетельствует» о своих достижениях, об уровне доходов, собственных разработок и т. д.
•    работает  в личной  «зоне комфорта»,  НЕ участвует  в  профессиональных / качественных конференциях - пример: Конференция «Стратегии творчества»
 Главные  проблемы и творческие задачи:
•    надо много работать и Слушателям
•    придется менять свои стереотипы  и выполнять домашние задания
•    нужны усилия преодолевать барьеры и внешние обстоятельства перед творчеством – прим. 16, 17, 18
•    важно регулярно  участвовать  в  приличных профессиональных конференциях  с жёстким отбором качественных  докладов
•    возможно создание авторской научной Школы
•    нужно «заниматься развитием своей области деятельности, а не тиражированием известных результатов» - [9]
•    необходимость делать открытые методики и многочисленные и качественные публикации по теме
•   выход из «зоны комфорта»  и самоуспокоения

 6  Прогноз рисков
Перспектива

 
 Умственное перенапряжение,  неудачи, неуверенность,  бесцельное существование

•    страх разоблачения т.к. «Систематическое нарушение «Закона об авторском праве и смежных правах» и самооправдание неправомерных заимствований»
•    саморазрушение и деградация - [15]
•    слушатель неосознанно может втянуться в интеллектуальное  воровство/ плагиат, в халтуру и профанацию  - [16], пример 7, 8
•    совокупный невроз «отсутствия смысла жизни» будет усиливаться - [22]
•    «Попадание в стареющую парадигму»  (и твой результат не зависит от личных способностей и самомнения) - [16А].
•    обманутый и раздавленный интеллект, тотальное разочарование
•    заманивает быстрой наживой, в том числе и в компьютере, т.е.  «играми  нахапке» - термин И.Л. Викентьева – пример 25
•    «влипание»  в ложный имидж / образ первооткрывателя – пример 7, 8
•    недовольство обучением – прим. 27    Профессиональное повышение мастерства и квалификации
•    развитие и рост- [14]
•    создание авторских результативных проектов, статей, книг, методик…
•    познание / изучение самого процесса творчества и его уровней
•    встреча Наставника-профессионала – прим.  24
•    нарабатывается качественный базовый  материал, который соответствует          « (+)  позитивным признакам»  этой таблицы, который легко проверяется, и находится  в бесплатном доступе – [18]

 Профессиональное повышение мастерства и квалификации

•    развитие и рост- [14]
•    создание авторских результативных проектов, статей, книг, методик…
•    познание / изучение самого процесса творчества и его уровней
•    встреча Наставника-профессионала – прим.  24
•    нарабатывается качественный базовый  материал, который соответствует                       « (+)  позитивным признакам»  этой таблицы, который легко проверяется, и находится  в бесплатном доступе – [18]

 

 Выводы:


1.    Еще с античных времен существовали торговцы своими и чужими знаниями, мнениями  и рассуждениями ради приобретения материальной выгоды. Таковых называют «софистами». Но  всегда параллельно трудились и «ученые мужи».
«Почти во все предыдущие эпохи в науку шли только те, кого не пугала суровость труда и скудость результатов... Честолюбивые люди, относящиеся к обществу недостаточно лояльно, или, выражаясь более изящно, не склонные терзаться из-за того, что тратятся чужие деньги, когда-то боялись научной карьеры как чумы. А со времён войны такого рода авантюристы, становившиеся раньше биржевыми маклерами или светочами страхового бизнеса, буквально наводнили науку».   Норберт Винер, Я – математик, М., 1964 г.,  «Наука», с. 260.
 Не идите к софистам. Вы потратите время, деньги, силы. Придерживайтесь здорового и хорошего.

2.    Перед тем как сделать выбор, на какого тренера «делать ставку», исследуйте его по предложенной Таблице №1. Сравните его достижения с результатами других тренеров.  «Когда слепой ведет слепого, оба падают в яму» - Библия.

3.    Да, Вы свободны в своем выборе, но не всё будет Вам полезно. Многое не   научает и не наставляет. Не все тренеры дают качественные и опытно проверенные знания и методики. Многие откровенно блефуют и торгуют «воздухом».

4.    Если вы попали в «Слой систематического искажения реальности» (термин И.Л. Викентьева), то выбирайтесь скорее, выныривайте,  как из опасной  воронки.

5.    Мы живем в очень интересном, но лживом мире. Важно научиться  различать и отделять  ложь от правды и истины, добро  от зла, знания  от мнения и т.д.  Стремиться  жить не только для себя, но и для других, стремиться  приносить пользу и новизну ближнему и дальнему, обществу / социуму и миру.

6.    Ставьте в жизни Высокие и Достойные цели. И «Не минируйте себе будущее» - (термин И.Л. Викентьева).  Разминируйте свое настоящее.
         _____________________________________________________________________________

 Благодарю за обсуждение этого материала, за жертву временем и ценные советы:

Анатолия  Александровича Рыжачкова, Сергея Николаевича Атанова, Юлию Анатольевну Черепанову, Лейлу Витальевну Лайшеву, Марию Дмитриевну Морозову, Ирину Борисовну Суркову, Максима  Васильевича Денисов, Алексея Павловича  Дворникова, Андрея Валерьевича Березина, Нечаева Романа Сергеевича.
        ______________________________________________________________________________

 Литература / первоисточники

1.    Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., 375 с.

2.    Альтшуллеру Г.С.,Вёрткин И.М., Бороться и искать…О качествах творческой личности в ВСб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск: «Карелия», 1988, с. 23-25.

3.    Леви В.Л., Куда жить? Человек в цепях свободы, М., «Торобан», 2005, с. 175-178.

4.    Лосев А.Ф., Коментарии к диалогам Платона. Компиляция из четырехтомного издания диалогов Платона, М.: «Мысль», 1990г.

5.    Соколов А.Б. 15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче,  веб-сайте  [Электронный ресурс]// Vikent.ru – портал И. Л.Викентьева: [сайт].

6.    Генрих Альтов, КТЛ: Результаты творческой личности по Г.С. Альтшуллеру.  Опаляющий разум, М., «Детская литература», 1968 г., с. 4-5.

7.    Фёдорова  Ирэн  (жена), Долгое эхо любви, в Сб.: Святослав Фёдоров. 600 тысяч часов полёта. Книга памяти, М., «Фонд развития передовых медицинских технологий имени Святослава Фёдорова», 2002 г., с. 152-153.   Человек должен достигать результата – мнение С.Н. Фёдорова.

8.    Малкольм Гладуэлл, Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? М., «Альпина Бизнес Букс», 2009 г., с. 38-42. Достижение мастерства и «Правило 10 000 часов» по Малкольму Гладуэллу .

9.    Налимов В.В., Облик науки, М., СПб, «Центр гуманитарных инициатив»; «Издательство МВА», 2010 г., с. 17.

10.    Викентьев И.Л., Оценка результатов / достижений от «мирового уровня». 

11.     Викентьева И.Л., «Контрбиологичен» - термин взят из онлайн-лекции. Видеоархив online-лекций о творческой деятельности и ТРИЗ.

12.    И.Л. Викентьев, Методика оценки методик. © Система «ТРИЗ-ШАНС», 2002 г.

13.    Фридрих Ницше, Очищайте «интеллектуальную совесть». Стремитесь к интеллектуальной честности. Весёлая наука / Сочинения в 2-х томах, М., Том 1, «Мысль», 1990 г., с. 515-516. 

14.    Викентьев И.Л., О мастерстве бизнес-тренера, консультанта.  Выступление на «круглом столе» на заседании СПб Клуба консультантов и тренеров 22.09.2005г. 

15.    Изучение творческих личностей, талантов и  гениев.  Разделы  о деградации на портале vikent.ru  

16.    Корректная ссылка на первоисточник.

16А. Парадигма, как стабилизирующий отбор по В.В. Налимову.

17.    Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 152.

18.    Например: Архив всех видеозаписей уже прошедших бесплатных online-лекций И.Л. Викентьева о творчестве и креативе  для популяризации и развития науки, решение конкретных сложных бизнес-задач посторонних.

19.    Викентьев И.Л.,40 типовых ошибок при разработке новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов версия 2.0

20.    Викентьев И.Л.,40 типовых ошибок при разработке новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов. Версия 2.01 [Электронный ресурс] //Vikent.ru – портал И. Л. Викентьева: [сайт]. 

21.    Викентьев И.Л.,40 типовых ошибок при разработке новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов версия 2.  

22.    Емельянов С.А., Сколько стоит русская идея? Практические аспекты проблемы идеального и национального, СПб, «Алетейя», 2012 г., с. 78-79.

23.    Томас Кун издаёт книгу: «Структура научных революций».

24.    Викентьев И.Л.,40 типовых ошибок при разработке новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов версия 2.01 

25.    ТРИЗ

26.    Стратагемы, ТРИЗ-приёмы, эвристические приёмы по И.Л. Викентьеву.

27.    Викентьев И.Л. Развитие тренингов и семинаров: типичные проблемы и возможные решения.

28.    Викентьев И.Л. Бизнес-тренинги и бизнес-семинары: проблемы и тенденции – 2007.

________________________________________________________________________

Примеры:

1.    «Девушка Т.  рассказала мне (автору доклада)  в личном опросе, что их так учили: «Съешь другого и живи спокойно!»

2.    «Автор  доклада  присутствовал гостем  на   тренинге (200 человек в зале), где  всех просили почесать соседа за ухом, потом, - похлопать по одному месту соседа-соседку  и т.д.»

3.    Попсово-развлекательные продукты «для масс». Кудрявов Б.П., Попса Topless.

4.    Стремление  к «Достойным целям» и «Качествам  творческой  личности  по Г.С.Альтшуллеру - [1-2]

5.    Достаточно в интернете  в  «поисковике» набрать:  «Я тренер и Коуч успеха №1 на всем русско-язычном пространстве».

6.    Цикл Конференций «Стратегии творчества» в г.  Санкт-Петербурге

7.    «Помнить авторов бизнес-изобретений  как-то не принято…» Э. Тоффлер.

8.    В интеллектуальном продукте - наличие признаков «псевдо-науки» и лже-ученого по Соколову А.Б. – [5].

9.    Крупнейший портал в Европе. Портал VIKENT.RU посвящён изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества.

10.    Фонд Новых Достойных целей (ФНДЦ) по Г. С. Альтшуллеру.

11.    Мифы и тупики поп-психологии. Степанов С.С.

12.    Участник тренингов  Н. жаловался  мне (автору доклада)  в личном опросе, что на занятиях «очень много мечты»  и ничего конкретного для применения в жизни».

13.    Автор доклада видел в интернете «тренинг», где ведущий в группе жестко унижал Слушателей, называя и оправдывая  это «методикой».

14.     Один мой знакомый  долго уверял меня после «хождения по углям», что происходит рывок в личном росте и в деле, которым занимаешься. «Я почувствовал в себе огромную силу и теперь стану президентом России». Он в это верил несколько месяцев.  С.Н. Гребенников

15.    Участники рынка, способствующие ухудшению качества творческих продуктов по А.Б. Долгову.  

16.    Преодоление своей доминанты личностью по А.А. Ухтомскому.

17.    Барьеры перед творчеством.

18.    Внешние обстоятельства и творческая личность по Г.С. Альтшуллеру.

19.    Цитата из интернета: «Да, чувство развода меня посетило. Ты мне плати, а я тебя научу. Только где его реальные достижения, его лучшие ученики. Возможно, для кого-то, это пинок под задницу для действия, а для кого-то просто пустая  болтовня!»

20.    Цитата из интернета: «Он довел меня до депрессии, он меня разрушил».

21.   И.Л. Викентьев, «Не решение практических задач  Клиентов, а скорее «миссионерство», «обращение в свою веру» - [19] 

22.   И.Л. Викентьев «Активная антиреклама направленная от Клиентов из-за ранее сделанных и невыполненных сверх-обещаний, а также из-за деятельности многочисленных маргиналов» - [24]    

23.    Цитата из интернета: «За кадром подтекст: «Несите мне денежки, люди». Много пустословия. Ни слова -  по сути. Одни слоганы и сворованные заезженные цитаты. Это обман. Не дал до сих пор четкого определения слову успех».

24.    Встреча Наставника-профессионала.

25.    Я следовал его схеме (схеме «гуру интернет-успеха») до буквы. За все время подготовки был создан огромный пакет платного контента и тексты, рассчитанные на соблазнение публики. Половина клиентов потребовала возмещения. Это был жуткий опыт. Дрожь от предвкушения легких денег – вот на что я променял свой истинный путь ведения бизнеса».                                                  Майкл Стелзнер. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета.

26.    Н. Шмидт, «Заплати мне, и я 100% научу тебя зарабатывать деньги! Знакомо?»

27.   Разоблачение: Артем Мельник! Отзывы учеников. Секреты новых богатых.



 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Введите код с картинки