ЖИВАЯ ЛЕСТНИЦА ТВОРЧЕСКОГО ВОСХОЖДЕНИЯ
"Живая лестница творческого восхождения" по С.Н. Гребенникову (в разработке!).
Известно, что можно идти вперед и вверх, а можно - назад и вниз. Стоячее положение - это болото, разложение и деградация души. Человек призван творить и преображать, а не разрушать и деградировать. Человеку дана возможность познавать области высшего творчества и дарить другим личный творческий свет в пространствах служения и общения .
"Выработка личности" и "духовная стойкость" позволяют стать носителем высоких ценностей. Каждый может стать родником любви, свободы и Культуры. У человека творческий долг перед Истиной и обществом, т.к. всем даны авансы способностей и дары талантов - в залог. Ежедневное подвижничество - это профессионализм и назначение человека. Важны "динамика духа" и отыскание в человеке "движущих сил", которые помогают в творческой реализации разных смыслов. Свобода обретается в творчестве.
1. Черный человек - разрушитель и убийца жизни, хорошего, гармоний, целостностей, прекрасного (1). Он агрессивен в достижении цели. Духовный импотент, он всегда сеет раздор. Душевный тупик и фанатизм призыват его к насилию. Черные страсти являются эгоистическими доминантами, которые "стягивают" как пауки свои жерты-удовлетворения в паутинах. Вырваться из воронки самоуничтожения можно только через осознание этого состояния и через изменение ума, чувств и воли. Такой этический прорыв за границы потенциальной смерти возможен, если совершить паломничество внутрь себя, как это сделал разбойник на кресте.
2. Страшный человек - равноценно открыт потокам зла и добра, потокам жизни и смерти. Он непредсказуемо живет на перекрестке этих путей. Любой ветер легко парализует его волю и он становится одержимым, страшным оружием страсти и внешнего воздействия. Слепой доминантой в его сознании становится тьма, злость и осуждение. Слепой зовет и ведет слепого, оба упадут в яму. Поиск врагов и виноватых - становится его смыслом жизни. Ложно направленная энергия может принести в мир много бед, горя и слез. Узость сознания прячется под шляпой мании величия. Страшный человек основательно прописан в тюремном дворе своих суррогатных стереотипов, мыслит коллекцией пошлостей. Он скрывает за улыбкой кинжал и начинает "геройствовать" в дни буйственной слепоты.
3. Иуда - лживый человек, слабак. Предатель любви, дружбы, своих учителей, родителей, Родины, Истины... Он не входит в историю, а "влипает в нее". Главная причина "иудизации" - отсутствие здорового духовного фундамента. Он томится дисгармонией в душе. Иуда легко будет плевать в колодец из которого напился и не только плевать... Он может быть одержим моральными изъянами. Его могут угнетать долги или "грязная" непрощенная и неочищенная биография. Иуда "убивает чужим ножом", он "заманивает на крышу и убирает лестницу". Его сознанием что-то или кто-то завладевает. Доминантой Иуды становится раздражение из-за:
- поражений и осложнений в личной жизни;
- отсутствия творческой самореализации;
- личного политического видения;
- рабского существования и мн. др.
4. Деградант - проиграл и сдался в плен "измененным состояниям" сознания. Они доминанты. Здесь страсти-зависимости к алкоголю, наркотикам, курению и другим аскетическим и этическим болезням. Стратегия деграданта - паразитирование. Его беда и боль - бессмысленность существования. Саможаление и самооправдание мало помогают. Возможно он был раздавлен "падающим зонтичным брендом" или произошло "выгорание в профессии" и осложнились "профессиональные болезни". Деградация, может быть, следствием хронического напряжения, т. е. доминанты наряжения в человеке №1.
Возможно не было личных профессиональных и жизненных результатов. Не попал в "хорошие педагогические руки", проросли детские психотравмы, первоначально выбранный путь оказался ложным и не привел к цели. Теряется отвага жить и происходит отказ от разума. Происходит идеализация слабости и поражение воли, начинается шаблонное мышление мемами, рождается одномерное сознание . Деградант уменьшает свои возможности в жизни, среди окружения и в обществе. Кругом пустота и плоскость. В душу стучится интеллектуальная смерть и не только... Деградант женился на "приобретенной беспомощности".
Все эти типы - духовные инвалиды и душевные каленки. Совесть заморожена идолопоклонством самому себе. Нравственные чувста деградированны и искажены. К душе присосались, как пиявки смертельные доминанты. Бегство от зависимостей и страстей, при полной безнадежности - единственный путь выживания. Бегство в познание себя, развитие и творческое созидание - пути спасения и преображения.
5. Раб - живет страхом наказания. Его главные ценности "хлеб" и "зрелище", т.е. деньги и развлечения. Цель жизни - "мертвая стабильность" (т.е. состояние трупа) отсутствие и боязнь перемен и переживаний. "Он украшает сухие деревья искусственными цветами. Избегает творческих действий и охраняет свои шаблоны. Для раба гармония - это правильность. Он живет на уровне эмоций, являясь энергетической машиной и монетой в материальной копилке своего хозяина. Ощущение покоя для него - синоним счастья, он прикован к своей раковине. Критерий оценок раба - его ощущения. Он раб ситуации и положения, мыслит стереотипами". (1)
Доминантами раба являются "страх" и положительные эмоции. Похожесть, типичность, минимум внутренней и внешней жизни, плоские мысли. Его интересуют чисто служебные лестницы. Раб довольствуется подделкой и может показательно и ярко имитировать "служение" в контексте "прислуживания". А.П. Чехов писал: "Нужно по капли выдавливать из себя раба, не поклоняться чужим мыслям, чтобы текла не рабская кровь, а настоящая человеческая".
6. Потребитель: смысл жизни - наслаждение. "Цель жизни - комфорт. Он чирикает в золотой клетке"- (1). Боится полета и боится пройти большие глубины. Живет на уровне эмоций и чувств. Тонкий вампир. Плывет по течению. Потребитель - "информационная машина"- (1). Эстет и интеллектуальный наркоман, он всю жизнь собирается сделать собственный творческий проект. Расчетлив, эрудирован и зависим от личных переживаний. Он потребляет готовые гармонии прекрасного, целостности, изобретения и прорывы. Удовольствие - главная доминанта потребителя. Раб и потребитель существуют, как правило, под "зонтичными брендами" и ждут "чуда", а его нет и нет. Творческую Силу задает плоть, т. е. душевно-телесный состав. "Потребитель - раб гармонии" - (1).
7. Обычный человек - добрый человек. Делает в жизни то, что должен делать, просто "несет свой крест". Смирение и кротость - его главные духовные качества. Любимая заповедь: "Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби" (Мф. 10, 16). Установки: построить дом, посадить дерево, продолжить род - вдохновляют. Подобные установки - стереотипы у раба и потребителя.
8. Вождь - "социальный или религиозный гуру", "младостарец", возможен "бизнес-гуру" и т. п. Изображает из себя или имитирует "творческую личность". Является карикатурой "харизматичной личности". Жестко, иногда агрессивно, претендует на владение Истиной в последней инстанции. Ведет людей к себе и использует их, как средство. "Шаманит", зомбирует, кодирует, ворует, ищет свою выгоду, являет сектанский дух. Часть выдает за целое. "Когда слепой ведет слепого - оба падают в яму". Вождь - кумир, обольщающий человека "эффектом собственной ауры", вокруг него созданной.
Гуру - "гарантирует вам спасение", за счет предания ему собственной воли и жизни. Дарит "иллюзию избранничества" с опорой на гордыню и тщеславие, изолирует от настоящего, обесценивает альтернативные идеи, обещает особые дары и способности в контексте "земных выгод", рисует вам "примитивную картину мира".
Фанатизм, власть, "микропапизм" - доминанты вождя.
9. Герой - дерзновенный человек, смелый и ответственный. Предводитель, защитник, "хранитель целого". Он Личность! Слово «герой» может иметь множество различных смыслов. Герои труда и войны, герои литературные и музыкальные, театральные и в кино, трагические и лирические, герои духовные (религиозные) и герои нашего сердца... Герой совершает подвиг и готов идти на жертвы. Он актуален и несет в себе "зерно будущего", иногда - спасает настоящее и будущее. Любовь - неосознанная доминанта героя, она существует на уровне инстинктов, в подсознании - в духе! "Героический энтузиазм" - Божественный Дар.
Классификация героических типов по В.Д. Плахову - портал vikent.ru
10.Талант - оригинально решает банальные задачи, он кандидат в мастера, подмастерье. Энергия решенной задачи повышает энергопотенциал таланта и расширяет территорию души и таланта. Человек, живущий на уровне интуиции - счастлив свободой самовыражения, являясь инструментом природы. "Механизм таланта - это саморегулируемая информационно-энергетическая машина. Энергопотенциал, психомоторика, критичность - в норме!" (1). Умножение таланта - призвание человека. "Сильное желание создает не только удобные случаи, но и свой талант" - Брюс Ли. Силу дает и творит сам талант. Инструменты: знания, навыки, умения. Включается модель саморазвития.
11. Творец - мастер, он создает гармонии и целостности, решает небанальные задачи. Мыслит, заполняет пустоту, несет свет и жизнь в хаос. "Хаос + механизм таланта = рукотворная гармония. Совершается кристаллизация возможного. Инструментами являюся культура сердца и культура мышления. Материал - весь мир и человек, как и у гения. Они одухотворяют сотворенное. Очень важно помнить и верить в то, что "Бог есть Творец всего видимого и невидимого".
" У творца-человека есть особенно мощная поддержка:
- Эстетические добродетели
- Творческий опыт
Поэтический опыт, которые близки, хотя и не по своей природе, - силам и опыту святых и которые помогают художнику, если он того хочет, подготовить себя к высшим достижениям нравственной и духовной жизни" - Маритен Ж., Ответчтвенность художника, 1991г.
12. Гений - гроссмейстер и чемпион мира. Он решает проблемы, которыми внутренне захвачен, он делает открытия и прорывы. Создает гениальные изобретения, гармонии и модели. Гений и творец совершают большее личностное самовозростание и самоопределение. Они являют большую жертву и любовь. Гений обречен на творчество, захвачен процессом и ясно видит цель. "Гений - это терпение мысли в заданном направлении" - Ньютон. Гений не прошел мимо своей уникальности, он с избытком умножил свой талант и все дары. "Территория гения - весь мир, даже если он ютится в отшельнической келье. У гения огромный энергопотенциал. Весь мир - его дом". (1) Продукт гения начинает жить и приносить пользу в контексте новизны. Гений познал вдохновение и методики. Гениальность творит и дает силу. Гений являет величие человеческого духа, который делает прорыв через подавленность и освобождает жизненную силу.
13. Мудрец ("языческий святой") - творит мудрость "мира сего". Словом восстанавливает гармонию. Мудрец любит мудрость и самозабвенно ищет Истину, это - внутреннее свободное влечение. Он всегда в пути к Богу. Мудрец понимает, а не только знает. Он призывает правильно жить. "Пещера Платона" - образ пути философа, мудреца. Мудрец стремиться создать нравственное ядро в человеке и освободить его из плена заблуждений. Он раскрывает и дарит смыслы, обращая человека внутрь души. Кротость ума, интеллектуальное смирение - качества мудреца. "Я знаю, что я ничего не знаю" - говорит Сократ. Мудрец служит Мудрости - Софии.
14. Святой - обладает Премудростью, т. е. мудростью, превышающей мудрость "мира сего". Словом, духом и смыслом восстанавливает целостность и гармонии. Ничего не разрушает. У святого Любовь и Свобода в духе и в душе. Большая степень опыта Богопознания и Божественного Откровения. Святой - "раб" Божий, т.е. соработник у Бога, друг Божий, помощник Бога на Земле. Силу дает и творит величие и нетварная энергия святости. Инструментом является "логика сердца". Материал - душа человека. Спасение и преображение - источники вдохновения святого, он обретает "Ум Христов". Его жизнь Христо-центрична. Святой Обожен Духом Святым, он верен Единой Святой Соборной и апостольской Православной Церкви. Святой являет говоримое им.
1. О природе таланта, И.Акимов, В.Клименко, "Студенческий меридиан", 1994г.
© Сергей Гребенников, 2014г.